AD Magazine 7-8'2021 / Мастер-класс

Очень важно помнить о некоторых особенностях произведений и условий их хранения. В первую очередь это касается графики — работ, которые выполнены на бумаге или картоне акварелью, карандашами, пастелью, гуашью, сангиной и тушью. Они особенно чувствительны к солнечному свету: несколько лет экспозиции под прямыми лучами драматически ухудшат состояние изображения. Размещать графику лучше в закрытых помещениях без источников естественного света.

Масляная или акриловая живопись тоже может испортиться под прямым солнечным светом, поэтому работы лучше располагать так, чтобы лучи не попадали напрямую на поверхность картины.

Оптимальным естественным источником освещения, который признан музейным стандартом, считается световое окно в потолке, которое дает ровный верхний свет, не облучает произведение в прямой проекции и не искажает цвета.

Планируя искусственное освещение, лучше выбирать прожекторы или споты, световой поток которых не нагревает поверхность картины. Тепловой удар вреден не только человеку, но и живописи, графике и работам на дереве.

Важный момент — цвет светового излучения. В профессиональной галерейной аппаратуре нейтральная цветовая палитра света, она не искажает цветопередачу произведений. К тому же у нее разные пучки света (более направленный и рассеянный) и есть возможность кадрирования — выделения работы световым пятном ровно в размер рамы (такой прием выглядит очень эффектно).

В искусственном освещении живописи нужно учитывать угол отражения света, чтобы зритель, подходя к картине, не видел блики на холсте и не попадал в слепую зону, где из-за света не видно изображения. Эту проблему решают подвижные направленные споты.

Выбирая дома место для новой работы, учитывайте масштаб произведения и точку зрителя для правильного ее восприятия. Так, чтобы увидеть большую картину, нужно отойти от нее на расстояние примерно трех диагоналей холста, а чтобы
оценить маленькое произведение, к нему нужно подойти близко.